Самая полная классификация двухколесного транспорта, которой позавидует даже Википедия. специально для вас основательно изучили разновидности мотоциклов по типу, назначению и другим критериям. В общем, подготовили самый полный ликбез.
В первой части мы поговорили про разделение моделей по кубатурам, а также детально разберём сегмент дорожных мотоциклов. Сегодня разберём оставшиеся варианты: туристы, спортбайки и эндуро, а также все суб-классы и вариации.
Классификация мотоциклов на данный момент является открытым вопросом, так как единой системы оценки, которая будет учитывать все нюансы, попросту нет. Поэтому мы решили собрать наиболее подробную информацию о возможных разделениях двухколесный техники, которая поможет быстро сориентироваться в современном ассортименте.
Туристические мотоциклы.
Несмотря на то, что ездить на туристическом мотоцикле по городу никто не запрещает, полностью свой потенциал они раскрывают именно во время дальняков — когда у райдера есть время и возможность прочувствовать тот уровень комфорта, который предлагают «туристы». Из общих черт у этих мотоциклов можно отметить внушительный объем топливного бака, работу двигателя преимущественно на низких оборотах, достаточно крупные габариты, а также обилие дополнительного оборудования.
Основные виды туристических мотоциклов:
— Классический турер: большекубатурные модели, оснащенные по последнему слову техники и гарантирующие максимальный комфорт как водителю, так и его пассажиру. Лучшими представителями данного подкласса в плане наглядности являются BMW K 1600, Honda Gold Wing и Kawasaki GT-R, одного взгляда на которые достаточно для понимания уровня удобства. Здесь есть и широкие сиденья размером с полноценное кресло, и множество обтекателей, и огромное ветровое стекло, и гипервместительные кофры, и полноценный аудиосистема, и подогревы всего что только можно. При этом список таких опций может пополняться практически до бесконечности, упираясь только в бюджет владельца.
— Туристические эндуро: эти мотоциклы совмещают в себе проходимость и компоновку эндуро с максимально возможным при таком формфакторе комфортом. Наиболее характерными чертами для туристических эндуро является высокая прямая посадка, большой дорожный просвет, длинноходная подвеска и объемная багажная система. По сравнению с предыдущей категорией, они несколько уступают в удобстве, но при этом имеют большую проходимость, позволяющую уверенно пересекать грунтовые дороги и легкого бездорожье. Для жесткого оффроуда такие мотоциклы уже не подойдут, зато в путешествии по регионам России и схожим маршрутам будут незаменимыми, позволяя кататься там, куда прочие модели проехать не смогут.
До недавнего времени кубатура таких мотоциклов начиналось от 600см3 и выше, но за последние годы появилось множество малолитражных вариантов, таких как BMW G310GS или Kawasaki Versys 300. Кроме того, в туристический сегмент начали приходить и туристические версии компактных дорожных эндуро — например, AVANTIS Dakar.
— Спорт-туры: являясь плодом любви спортбайков и классических туреров, эти мотоциклы вобрали в себя все самое лучшее от обоих классов. Из спортивного сегмента они получили характерную наклонную посадку и эффективные аэродинамические обтекатели, а от туристического — комфорт, топовое оборудование и хорошую грузоподъемность. Впрочем, определенные минусы от своих прообразов они также переняли: пусть адаптированная, но все-таки спортивная посадка является удобной не для всех.
Типы спортивных мотоциклов: виды, особенности и примеры моделей
Сейчас речь пойдет о классификации моделей, которые рассчитаны исключительно на тренировки и не предусматривают эксплуатацию на дорогах общего пользования.
Внедорожные мотоциклы.
К этому сегменту техники относятся модели, созданные для эксплуатации в условиях жесткого оффроуда — где грязь, пыль, песок и максимально непредсказуемый рельеф. Для тех, кого прельщают подобные развлечения, доступны три варианта:
— Эндуро. Название этих мотоциклов говорит само за себя: спроектированные специально для того, чтобы находить препятствия и героически их преодолевать, они отличаются малым весом, внедорожной резиной с ярко выраженным протектором, ударопрочным пластиком и тяговитым двигателем, позволяющим уверенно преодолевает хардкорные маршруты. Имеют разделение на хард-эндуро и софт-эндуро в зависимости от кубатуры, мощности и веса. Нередко «софтами» называют версии с ПТС, однако это не совсем корректно.
— Кроссовые мотоциклы. Визуально очень похоже с эндуро, они, тем не менее, обладают рядом существенных расхождений. В отличие от предыдущей категории, кроссачи чаще всего эксплуатируются на специально оборудованных трассах, а упор в заездах делается не на сложность маршрута, а на скорость его прохождения. По этой причине кроссовые двигатели делают не тяговитыми, а оборотистыми. Второй важный акцент делается на минимальном весе, для достижения которого в ход идут самые разные ухищрения: от изготовления рамы из алюминия вместо привычной стали — и вплоть до полного отказа от использования аккумулятора.
— Питбайки. Внедорожные братья мопедов, имеющие те же самые плюсы из разряда компактности, управляемости и легкости в освоении, но при этом получившие хороший внедорожный потенциал. Среди главных отличительных черт — малая кубатура, небольшой размер и достаточно высокая посадка, которая не позволит спутать питбайк с детским эндуриком.
Трековые спортбайки.
Те самые «спорты», на которых гоняет Валентино Росси и его коллеги по цеху. В зависимости от дисциплины соревнований и ее регламентов это могут быть как полностью заводские модели, не отличающиеся от стоящих в магазине мотоциклов, так и полностью переработанная техника, в которой из родного оснащения остался только пластик с рамой (да и то не всегда). В любом из этих случаев спортбайки для шоссейно-кольцевых гонок будут отличаться от дорожной версии более мощным двигателем, а также полным отсутствием оснащения для передвижения по ДОПам. Как и в случае с кроссовыми моделями, здесь делается все для того, чтобы облегчить финальный вес мотоцикла — поэтому трековые модели зачастую не имеют даже фары. Наглядные примеры: Yamaha YZF-R1M и BMW M1000RR.
Менее распространенные виды классификаций мотоциклов:
Помимо разделения по целевому назначению и кубатуре, мотоциклы также могут группироваться по следующим признакам:
— Тип двигателя: карбюратор, инжектор, электрический.
— Количество цилиндров и их расположение: одноцилиндровый, рядный, V-твин, L-образный, оппозит;
— Тип передачи: цепь, кардан, ремень, а также МКПП, АКПП и вариатор.
Заключение: почему виды мотоциклов и деление на классы — спорный вопрос.
Как уже упомянуто выше, границы между многими классами весьма относительны. Например, многие макси-скутеры по своему оснащению и характеристикам постепенно приближаются к туристическому сегменту. То же самое можно сказать и об электромотоциклах, которые изначально были отдельным направлением мотостроения, однако по мере расширения модельного ряда появились и электроэндуро, и электронейкеды. Похожая ситуация прослеживается в некогда обособленном классе мотоциклов с коляской. Раньше это был самобытный утилитарный класс, однако сейчас коляску можно докупить хоть к круизеру Harley-Davidson: вопрос только в цене.
Собственно, вложение денег это тот тонкий момент, который позволяет буквально перевести мотоцикл из одного разряд в другой. То есть никто не мешает взять нейкед вроде и обвесить его пластиком «под спорт». На скоростные характеристики это, конечно, не повлияет, но позволит достаточно эффективно использовать мотоцикл на треке за счет улучшения аэродинамики. Аналогично и с туристическим обвесом: практически любой круизер, дополнительно оснащенный высоким ветровым стеклом, кофрами и гелевым сиденьем, легко может стать полноценным турером для дальних поездок.